Всем доброго дня!

Меня зовут Валерий Кошкин. Я – создатель и руководитель Школы ораторского искусства и переговоров ЭРРА,  которая образована в 2013 году и специализируется на обучении ораторскому мастерству и навыкам переговорного процесса.

Сегодня я хочу поделиться с вами своим видением — что же есть на самом деле ораторское искусство. В настоящее время в России существует огромное количество предложений всевозможных обучающих программ по ораторскому мастерству.

Основная моя цель, которую я хочу достичь написанием данной статьи — это обеспечить вас наиболее полной и объективной информацией, которая позволит ответить на следующие два вопроса:

  1. Нужно ли мне развивать в себе компетенции оратора?
  2. И если вы получили утвердительный ответ на первый вопрос, то найти ответ на второй: а какие конкретно компетенции для этого мне необходимы?

Если у вас будет ясное понимание, что вы конкретно хотите, то вы довольно легко выберете себе форму обучения.

Итак, начнем! Для того, чтобы разобраться в том, что есть настоящее ораторское искусство, я предлагаю обратиться к истории его происхождения и развития.

Существует 5 базовых компетенций, которые необходимо освоить, чтобы достигать своих целей в процессе переговоров и публичных выступлений. Сразу обращаю ваше внимание на то, что эти компетенции — не результат моих изысканий, а мнение отцов-основателей науки под названием риторика, которые жили более 1500 лет назад. И пусть вас не смущает такая «древность» этих знаний. Мое мнение, что и по сей день данная наука, искусство еще не сформированы.

Итак, вернемся к нашим компетенциям или канонам, если точно цитировать отцов- основателей.

Первый канон – INVENTIO (инвенцио — поиск и изобретение), то есть умение искать, придумывать и создавать аргументы. Сразу поясню, что греки считали изначально данный канон ораторским искусством и ничего более.

Какие же компетенции необходимо развивать, чтобы освоить данный канон? Греки дословно считали аналитику и стратегию основой основ искусства убеждать.

Что же такое аналитика? Аналитика – это умение исследовать, давать оценку кому-либо или чему либо. Стратегия же — это умение придумывать цели и различные варианты их достижение, которые в последующем проверяются с помощью аналитики. Сразу нужно оговориться, что не существует профессиональных ораторов на широкие темы, так как мы не можем обладать знаниями и методологией анализа в большом количестве разрозненных областей. Для того, чтобы стать профессиональным аналитиком в какой-либо отрасли нужны в первую очередь глубокие предметные знания, а во вторую – умение применять на практике различные методы анализа. Если же говорить про компетенцию стратега, то в основе данной компетенции находится творческое мышление, то есть умение синтезировать большое количество разрозненной информации, плюс большой кругозор знаний, который вероятнее всего нарабатывается любопытством и интуицией человека.

Если все упростить, то инвенцио – это умение создавать мысли, некие знания и именно это отцы-основатели и считали ораторским искусством.

Позже греки добавили к первому канону еще один, который назвали DISPOSITIO (диспозицио – создание структуры речи). Нетрудно догадаться, что второй канон подразумевает умение структурировать свои мысли, знания, идеи, аргументы, а проще говоря – информацию.

Что нужно для того, чтобы освоить эту компетенцию? В первую очередь, нужно обладать логическим мышлением, то есть умение вести свои рассуждения в категориях «причина-следствие-последствие». Сразу оговорюсь, что я не имею сейчас ввиду законы формальной логики. Основная задача второго канона (диспозицио) – это сделать так, чтобы ваши идеи были понятны целевой аудитории и, как следствие, слушатели их запомнили. Никаких четких указаний здесь нет, структура разрабатывается в каждом отдельном случае своя.

Третий канон – ELOCUTIO (элокуцио — искусство украшения речи). Данный канон внесли ораторы древнего Рима и он подразумевает, что оратор, используя огромное количество риторических и поэтических приемов, делает свою речь красивой. Той, которая может нарисовать различные образы в сознании слушателей и которая может воздействовать на эмоции и, как следствие, мотивацию оппонента или аудитории. Хотя не все римляне так считали. Например, Цицерон говорил, что «ораторами становятся, а поэтами рождаются», подчеркивая тем самым необязательность данного канона для становления оратора.

Четвертый канон – MEMORIA (меморио – запоминание речи). Этот канон также является ноу-хау римлян.  Мое твердое убеждение, что если оратор сам провел исследования, сам является автором своих идей и имеет убежденность в целесообразности своих решений, сам выстроил блоки своей речи и их наполнение, ему не составит никакого труда выступить без бумажки. Лично я считаю данный канон даже вредным в какой-то степени, ибо имею твердое убеждение, что у профессионального оратора работает воображение, его речь живая, она воздействует на чувственную и логическую составляющую слушателей. А у непрофессионала работает память, в этом случае речь становится «мертвой», и, как следствие, никакого воздействия на интересы и мотивы не имеет.

Пятый канон – ACTIO (ацио – исполнение речи). По сути, данный канон – это актерское мастерство. Здесь нужно учиться как справляться с волнением, передвигаться по сцене, работать с групповой динамикой, управлять своим голосом, темпом речи, мимикой и т.д.

Замечу, что 99% учебных программ, представленных на тренинговом рынке, посвящены именно пятому канону, то есть развивают актерские способности учеников. Я нисколько не хочу умолить значимость этого канона, но мне ближе мнение греков, что в основе ораторского искусства находится аналитика (системное мышление), стратегия (творческое мышление), логическое мышление, и я бы в этот список добавил ещё критическое мышление. Все остальное, на мой взгляд, является факультативным.

Поэтому, если вы придете к выводу, что ораторское искусство вам нужно и начнете выбирать образовательные программы, то знайте — в нашей школе ЭРРА акцент в первую очередь делается на первые два канона, больше всего времени мы уделяем поиску аргументов, формированию мыслей и превращение их в речь. И только после этого мы усиливаем свою речь различными стилистическими и поэтическими вещами и переходим к репетициям, то есть отработке пятого канона (актерскому мастерству).

Надеюсь, что прочтение моей статьи доставило вам удовольствие!

Всего вам доброго! Всестороннего развития и удачи во всех сферах жизни!

В следующей своей статье я поразмышляю на тему: «Где в реальной жизни применимо ораторское искусство».